10 ПРИЧИН ОТДАТЬ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ "Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая … Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:
- Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
- Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
- Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
- Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
- Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
- Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
- Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
- Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline– срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
- Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
- И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру".
Кирнарская Дина Константиновна - российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век».
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК, УМЕЮЩИЙ РИСОВАТЬ ОТ НЕУМЕЮЩЕГО? Попробуйте себе представить чувства ребенка, который проведя пальчиком по запотевшему стеклу или палкой по песку, вдруг открывает для себя тайну возникновения картины! Многих это впечатляет настолько, что карандаши и краски становятся их верными друзьями, если не на всю жизнь, то на многие годы. Мы все немало наслышаны о пользе рисования в детском возрасте для развития мелкой моторики пальцев, развития мышления и творческого потенциала, для познания окружающего мира, в конце концов. А что дает рисование и в чем заключается его практическая значимость? Оказывается, у детей, развиваются и совершенствуются творческие способности, память, внимание. Обучаясь рисованию, человек вынужден постоянно анализировать формы и пропорции предметов, развивая тем самым свое логическое мышление. А понимание формы окружающих нас предметов, полученное на занятиях, дает толчок развитию художественных способностей. Чем человек, умеющий рисовать, отличается от человека, не умеющего это делать? Посмотрите, как уверенно такие люди выглядят на художественных выставках и в музеях, с каким пониманием рассматривают они картины и как профессионально судят о таланте художника. Почему? Потому что знают и понимают предмет обсуждения, чувствуют и тонко воспринимают искусство. И обратите внимание, с каким уважением на них смотрят окружающие, которые судят о картинах на уровне «нравится – не нравится» и не находят слов, чтобы объяснить почему. Занятия рисованием развивают в человеке художественный вкус и художественное восприятие, умение видеть и понимать красоту в искусстве и в жизни. Приобщившись к миру прекрасного, он начинает разбираться в художественных стилях, течениях и направлениях, проявлять интерес к другим видам искусства. Уроки рисования помогают разбудить в человеке дремлющее в нем творческое воображение, помогают не только развивать навыки изобразительного искусства, но, в итоге, дают возможность вырваться из круговорота повседневности и взглянуть на окружающий мир, на собственную жизнь и проблемы по-новому, замечая то, что прежде ускользало от внимания. Рисование для детей и взрослых людей является своего рода арт-терапией, возможностью выразить свои эмоции и мысли на бумаге. С помощью нескольких простых инструментов человек, умеющий рисовать, может показать свое внутреннее «Я», выразить свое отношение к окружающему его миру, передать через ставшие доступными ему визуальные образы все те чувства, которые невозможно порой выразить словами. Он сделает это с профессиональной легкостью, варьируя по собственному усмотрению различные техники исполнения. Чем человек, умеющий рисовать, отличается от человека, не умеющего это делать? Тем, что у первого есть свой особый, волшебный мир – мир искусства, в который второй входит только как созерцатель. Но у него тоже есть шанс стать в этом мире своим и участвовать в его создании – научиться рисовать может при желании каждый.
Журнал «Музыкальная психология и психотерапия» № 6/2009 г.
ПОЧЕМУ ВАШ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ТАНЦАМИ? Как только ваш ребенок начинает посещать какое-либо дошкольное учреждение, ВЫ, уважаемые родители, начинаете задумываться, чем бы занять ребенка. Существует огромное множество учреждений для детей, которые окажут положительное влияние на развитие вашего ребенка. Многие родители выбирают различные виды спорта. Не всем детям нравится спорт и не всем родителям нравится то, что их дети будут принимать участие в агрессивных видах спорта. Танцы могут быть отличной альтернативой спорту и позволяют мальчикам и девочкам выразить себя, развить хорошие привычки, которые пригодятся им в течение всей жизни. К тому же это возможность отлично провести время со своими сверстниками. Это вас не убедило? Тогда прочитайте следующие причины того, почему вам необходимо записать вашего сына или дочь в школу искусств на хореографическое отделение.
- Физическая крепость. Дети, которые посещают танцевальные кружки, постоянно активны. Танцы, вне зависимости от их стиля, позволяют детям стать выносливыми, укрепить мышцы, развить гибкость. Танцы учат детей заботиться о своем теле и ценить его. Если ребенок сможет развить в себе все эти качества, то в будущем это окажет положительное влияние на него.
- Умение заводить друзей и умение общаться. Занятия танцами позволяют вашему сыну или дочери общаться со сверстниками, прививая себе хорошие манеры. Участие в таких кружках, где у всех детей похожие интересы, поможет ребенку развить интересы, которые пригодятся ему в течение всех жизни. Дети которые действительно любят танцы, скорее всего, на протяжении всего периода взросления будут заниматься танцами всерьез.
- Уважение к искусству. Танцы не ограничиваются серией движений, подобранных под музыку, они представляют собой намного больше. Различные стили танцев опираются на различные культуры. Занятия танцами помогут изучить вашему ребенку различные культуры и художественные движения, которые вопреки изменениям истории сохранились до наших дней.
- Координация. Записав вашего сына или дочь в танцевальный кружок, вы поможете им овладеть и развить чувство координации. Координация крайне необходима в искусстве танцев. У детей есть способность схватывать на лету все знания и навыки, которым они учатся в раннем возрасте, поэтому проворство и ловкость, которым они обучатся на танцах, станет их второй натурой. Эти качества также пригодятся, если ваш ребенок в будущем решит заниматься каким-либо видом спорта.
- Творческое мышление. Занятия танцами помогут вашему ребенку применять свое креативное мышление, воплощая свои мысли в искусстве и культуре разных народов. Вашему ребенку необходимо будет включать творческое мышление. Обучение всему этому с самого раннего детства поможет им улучшить свои навыки, которые позже могут стать их хобби на всю жизнь. Может быть, что с помощью этих качеств они сделают великолепную карьеру в той области, в которой они хотели бы работать.
- Уверенность. Многие подростки и взрослые боятся выступать перед аудиторией. Посещая танцы, ваш ребенок будет выступать в кругу семьи и друзей. Со временем он будет добиваться успехов в танцевальной карьере и выступать перед публикой намного больше. Каждое удачное выступление (независимо от того было ли это выступление перед публикой или просто репетиция) будет все больше и больше развивать в нем уверенность.
|